Православное празднество «От покаяния к Воскресению России» состоится в Старицком Успенском монастыре

Православное празднество «От покаяния к Воскресению России» состоится в Старицком Успенском монастыре

27.08.2005

В 2005 году исполняется 895 лет Старицкому Свято-Успенскому монастырю. В престольный праздник Успения Божией Матери, 27-28 августа, состоятся торжественные богослужения в Успенском соборе монастыря, концерты звонарей России и православных исполнителей авторской песни.

Расписание празднества

«От покаяния к Воскресению России» Свято-Успенский монастырь г. Старица 27-28 августа 2005 года

27 августа

12.00Открытие. Концерт звонарей России
16.00Всенощное бдение
20.30Концерт православных исполнителей авторской песни

28 августа

9.00Божественная литургия
11.30Крестный ход. Молебен
12.00Концерт колокольного звона. Закрытие

В праздничных концертах примут участие:

Православные исполнители

  1. Иерей Геннадий Ульянич
  2. Виктория Карпова
  3. Стас Бартенев
  4. Ульяна Ангелевская
  5. Сергей Гребенников
  6. Ирина Скорик
  7. Протодиакон Михаил Спельник
  8. Андрей Селиванов
  9. Евгения Смолянинова
  10. Янис Янович Якобсонс
  11. Борис Георгиевич Невзоров
  12. Хор под управлением протоиерея Вадима Махновского

Звонари

  1. Ирина Николаевна Гаврилова
    Валентина Ивановна Гаврилова
  2. Иван Валерьевич Широкий
    Ирина Николаевна Кайряк
  3. Галина Васильевна Петровичева
    Детский ансамбль "Перезвон"
  4. Сергей Иванович Лукин
    Дмитрий Баслюк
  5. Александр Анатольевич Беляков

Старица

Старица
1297

Старица - районный центр в Тверской области, в 72 км к юго-западу от Твери. Население 9,2 тысячи человек (1992 г.)

Город расположен на восточной окраине Валдайской возвышенности, на реке Волга, в 10 км от одноименной железнодорожной станции на линии Санкт-Петербург - Ржев. Основная достопримечательность - Успенский монастырь, заложенный еще в XII веке.

Общая информация

Старица - небольшой город в Тверской области к западу от Твери, расположен на крутых берегах Волги в ее верхнем течении. Окружает ее типичная среднерусская природа с характерными для Валдайской возвышенности холмами, с которых открывается прекрасный вид на леса, речки, луга. Расположение Старицы убеждает, как хорошо умели наши предки выбирать места для своих поселений, строить там, где "яко же граду приходно быть". И городские постройки - церкви, монастырские здания, дома горожан - тоже прекрасно вписываются в окружающую природу.

История Старицы не так богата событиями, как история других русских городов, но и этому городу хватило всякого "лиха" на протяжении многих веков, как и всей России. И он знавал времена расцвета, о чем свидетельствуют сохранившиеся архитектурные памятники; хотя многое утрачено, особенно произведения деревянного зодчества. Старица в XVI веке была любимой резиденцией Ивана Грозного и его "штабом" во время Ливонской войны и, по свидетельству исследователей, в те времена представляла в глазах иностранца "фантастическую сказочную картину" с ее белокаменными стенами, сторожевыми башнями под шатровыми крышами, созданными будто самой природой. От Твери сюда можно доехать по современному шоссе или по железной дороге. Связана Старица транспортными путями и с другими городами - Торжком, Ржевом, Осташковом.

Страницы истории

На берегах Волги, на месте, где сейчас стоит Старица, археологами найдены предметы, датируемые X-XII столетиями. По преданию, в 1110 году из Киево-Печорской лавры сюда пришли два инока Трифон и Никандр и на пустынном месте, среди вековых деревьев построили небольшую часовню, давшую начало будущему монастырю. Он стал укрытием для бежавших либо от княжеских междоусобиц и бесчинств, либо от врагов. И в конце XII века здесь начали строить деревянный Успенский собор. Однако возникший в те времена Успенский монастырь после нашествия татар прекратил сво существование.

Летописью основание Старицы отмечено концом XIII века. Тогда она представляла собой город-крепость, которая защищала водные и сухопутные дороги, ведущие к центру Тверского княжества - Большой Твери. Об этом свидетельствуют сохранившиеся валы знаменитого старицкого городища - центра старого города. Здесь, на пустынном теперь месте, в 1297 году "срублен бысть город на Волге, ко Зубцову на Старице". Однако в те времена город именовали то Новым городком, то Городком на Старице, то Высоким городком, а свое нынешнее название он получил только в конце XV века. По легенде, название это произошло от единственной оставшейся в живых после очередного разгрома древней старухи с клюкой. Якобы племянник Александра Невского князь Михаил Ярославич повелел построить новый город и назвать его - Старица. Вернее же всего название произошло от одноименной реки, впадающей в Волгу.

После смерти объединителя русских земель Ивана III, Старицей стал владеть его сын Андрей, получивший прозвание - Старицкий. При нем началось активное строительство монастыря и княжеского дворца, а после воцарения молодого Ивана IV (будущего Грозного), строительство продолжил Владимир Старицкий. Именно в те времена Старица приобрела "фантастически сказочный" вид. Но в 1569 г. князь Владимир Андреевич по доносу был казнен со всей своей семьей, и город Старица с тех пор больше своих князей не имел. Следует упомянуть мать последнего князя Ефросинью Старицкую, которая до своего изгнания и казни организовала у себя великолепную золотошвейную мастерскую, где изготавливались по рисункам лучших московских художников различные шитые пелены, покрывала, плащеницы, многие из которых представляют собой выдающиеся памятники русского декоративно-прикладного искусства и экспонируются в музеях.

Расцвет Старицы продолжался недолго. В начале XVII в. в результате внезапного нападения польско-литовских войск Старица была жестоко разгромлена и сожжена. В огне погибло большинство деревянных зданий Старицкого кремля, Успенский монастырь и посад. Но поскольку город по-прежнему являлся важным стратегическим пунктом на западной границе государства, царь Михаил Федорович приказал восстановить крепостные стены Старицы. Однако на большее сил не хватило, и ее соборы и здания по-прежнему стояли долгое время заброшенными и не отремонтированными.

Старица осталась в стороне и от военно-стратегических планов Петра I, она утратила свое значение города-крепости, и ее укрепления стали постепенно разрушаться. На протяжении почти двух последних столетий Старица была довольно крупной пристанью на Волжско-Балтийском пути, по которому мимо города шли пароходы и баржи с хлебом, мясом и другими продуктами в Петербург. Оживилось строительство общественных зданий, церквей, городских домов. Строили из кирпича и местного белого камня; город стал нарядным и уютным. А в середине XIX в. появились железные дороги, миновавшие Старицу, и она превратилась в тихий уездный городок Тверской губернии.

Достопримечательности

Еще по дороге к Старице со стороны Твери проезжаем село Иваниши, где на вершине холма стоит величественная старинная церковь Успения, оставшаяся от Иванишского мужского монастыря XVI века. Она привлекает простотой форм и хорошо найденными пропорциями. Совсем рядом с городом расположен Успенский монастырь, первоначально заложенный в XII веке, затем разрушенный татарами и вновь возродившийся в XVI в. стараниями князя Андрея Старицкого, перенесшего монастырь ближе к реке. Главная монастырская постройка - Успенский белокаменный собор, построенный в 1530 г. явно под впечатлением от знаменитого Московского Успенского собора, о чем свидетельствуют детали архитектурной обработки фасадов. Недалеко от Успенского собора в 1819 г. построен другой собор - Троицкий в соответствовавших той эпохе формах классицизма. Особенностью его внутреннего устройства является размещение в нижнем, цокольном этаже надгробий, которые можно видеть через большой круглый проем в полу церкви.

Одной из самых интересных построек монастыря является трапезная с шатровой церковью Введения, построенная в 1570 г. по повелению Ивана Грозного. Рядом расположена и церковь Иоанна Богослова, возведенная в 1694 году. Церковь Иоанна Богослова была надвратной, но в XIX веке, после одного из высоких паводков, затопивших монастырь, ворота заложили кирпичом, а въезд в монастырь перенесли на более высокую западную сторону.

Могучие и красивые некогда монастырские стены с зубцами и башнями не сохранились, как и многие другие сооружения, украшавшие любимый город царя Ивана Грозного. В этой связи нельзя не упомянуть уникальный Борисоглебский собор, построенный по повелению Грозного на старом городище в 1558-1561 годах. Прекрасных пропорций пятишатровый храм, стоящий на высоком подклете, окруженном арочной галереей, очень сдержанно украшенный каменной резьбой и изразцовыми вставками, занимает особое место в архитектуре шатровых храмов и мог бы поспорить в совершенстве со своим ровесником - храмом Василия Блаженного в Москве. К сожалению, сегодня мы не можем любоваться этим сооружением. После разрушений "смутных времен" ни у нового царя Михаила Романова, ни у монастыря не было средств на его ремонт, и хоть храм и простоял еще почти двести лет, но в 1803 году был разобран "за ветхостью". К счастью, перед тем, как сломать, его обмерили и сняли чертежи, благодаря чему мы и можем судить сегодня о его достоинствах. Около этого места теперь стоит другой, вполне респектабельный собор Бориса и Глеба, построенный в первой четверти XIX века, как предполагают, не без участия К. Росси. Обращают на себя внимание изображения "Распятие" и "Нерукотворный Спас", выполненные из изразцов XVI века.

Весьма вероятно, что эти изделия - старицкого происхождения, поскольку известно о развитии изразцового промысла, организованного здесь князем Владимиром Старицким. На склоне старицкого городища, на котором нет уже крепостных стен и башен, стоит Пятницкая церковь, еще один интересный памятник XVIII века. Недалеко от этой церкви находятся старинные кузницы, напоминающие о ремесле, хорошо развитом в Старице в XVIII веке. В городе нужно обратить внимание на белокаменные дома горожан и общественные постройки XVIII-XIX веков.

Источник: Малые города Росии

Старица. Успенский монастырь

Дата постройки: не позже 1110.
Адрес: Тверская область, Старицкий район, г. Старица, ул. Володарского, Успенский мужской монастырь.
Проезд: Автобусом из Твери: Расписание: 10 (сб), 11,13-10 (пт,вс),16-50 (пт,вс), 18-00. От Москвы электричкой до Твери (около 2,5 часа) или автобусом (3 часа), далее переходим на автовокзал (200 м от ж/д вокзала в обратную строну вдоль ж/д путей) и еще 1.20 ч. на атобусе до Старицы (77 км). От автовокзала до монастыря около 1 км по ходу движения автобуса и потом налево до реки.


Старицкий Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны.

Предание так описывает историю возникновения обители. В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор», как называлась тогда эта местность, пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу. После опустошения XIII века Старицкий монастырь нигде не упоминается до XVI столетия, а потому и неизвестно, существовал ли он, или нет в продолжение более 200 лет. Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха, свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался, уже в сане патриарха. Собор 1589 . положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле - так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина - святителя Иова.

Будущий Патриарх (в миру Иоанн) родился в г. Старице Тверской епархии. Родители его были посадскими. О благочестии родителей Святейшего убедительно свидетельствует письменный источник, содержащий перечень имен ближайших родственников первого Патриарха, в том числе и родителей: «Род Святейшего Патриарха Иова: инок Серапион (отец?), инок Кирилл, Матфей, инокиня Пелагея (мать?), князь Иосиф, священноархимандрит Авраамий, инок Феодосий, Феодор, Елиазар, Дионисий, Иона, Феодосий, Никифор».

Родители хотели женить сына, нашли ему подходящую невесту, и день венчания был уже определен, но Иван, не чувствуя стремления к жизни семейной, отпросился сходить к своему духовнику. Тот, не мешкая, постриг юношу, по его просьбе, в иноки. - «От архимандрита Германа (его духовника, настоятеля Старицкого Успенского монастыря) был воспитан в грамоте и всему благочинию изучен, и страху Божию добре обучен». В той же обители «Иоанн изволи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ (Е) наречен бысть во иноцех Иов». - У того же архим. Германа Иов, - «в послушании и покорении бысть».

Иноческие труды будущего Патриарха в старицкой обители продолжались пятнадцать лет, затем Иов был избран братией в настоятеля. В сане архимандрита Иов упоминается под 1569 годом. Его возвышению немало способствовало и благоволение к нему царя Иоанна Грозного, наезжавшего в свою старицкую вотчину и любившего беседовать с необычным иноком. - Благодаря феноменальной памяти, Иов прекрасно знал церковный Устав, читал наизусть некоторые длинные и редкоупотребительные молитвы; знал наизусть весь текст литургии Василия Великого. Отличался он также и другими редкими качествами. По свидетельству жизнеописателя святителя, свойства эти выражались достаточно очевидно: «...Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». - И далее поясняет: «Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек.» Однако, старицкий инок не превозносился, напротив, он в продолжение всей жизни хранил милосердие и любовь к братии и ближним; никого никогда не обличал, и не оскорблял, всех миловал, и прощал. Побыв несколько лет настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей, с 16 апреля 1581 года Иов - епископ Коломенский, а позже - Ростовский. По избрании в Митрополиты Московские (11 декабря 1587 г.), а затем и в Патриархи, святитель Иов девятнадцать лет нес бремя управления Русской Церковью, принимал деятельное участие в гражданских делах, а в Смутное время употреблял все зависящие от него меры к спасению Церкви и Отечества от «самозванца».

«Самозванец» неоднократно посылал в Старицу, для соблюдения внешнего порядка просить у свт. Иова благословения на патриаршество для своего ставленника - Рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, ранее в Риме, тайно принявшего унию, и угрожал самому Иову мучениями, если искомое благословение дано не будет. Но святитель был непреклонен. Он сказал только, характеризуя Игнатия: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь».

По убиении первого самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол. Иов ответствовал о себе, слепом старце, отказом, но благословил на Патриаршество (и, как оказалось, на мученичество за Веру Христову) митрополита Казанского Гермогена. Священный Собор духовенства принял это благословение. Сразу по избрании, патриарх Гермоген просил Святителя Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной Самозванцу.

14 февраля 1607 года Патриарх Иов прибыл в Москву и остановился на Троицком подворье. Московским жителям предложено было собраться 20 февраля в Успенский собор. Один из исследователей Жития Патриарха Иова так повествует об этом величественном, потрясающем душу событии (в изложении): «Торжественная минута для всего русского народа. Пред лицом Бога и Его служителей он хочет принести покаяние в своем преступлении. Многозначительна минута эта и для Патриарха, свидетеля народных прегрешений и всенародного покаяния. Много скорбных воспоминаний воскрешает сия минута в памяти слепого старца. Немало горьких испытаний принесли с собою эти годы. Немало слез пролил он о заблуждениях своей паствы за отпущенные ему годы святительства. Глубоко печалило Патриарха недоверие народа, когда одна вера в его свидетельство могла спасти Отечество от преступлений, народом совершенных, и от наказаний, за них терпимых. Все это и многое другое пробуждается в душе престарелого Патриарха в эту бесконечную минуту, перед тем, когда он должен был выслушать всенародную исповедь... И вот, весь народ, как один человек, повергся пред ним, как пред своим отцом, и просил разрешения в своих преступлениях.»

После того, как была зачитана разрешительная грамота, народ вновь упал на колени пред Святейшим Иовом и кричал: «Во всем виноваты, честный отец! Прости, прости нас и дай благословение, да примем в душах своих радость великую.» Слепой старец-Патриарх встал и обратился к народу со следующими словами: «Чада Духовные! Надеясь на щедроты Божии, мы прощаем вас и разрешаем соборно, да примете благословение Господне на главы ваши. Впредь же молю вас, не позволять себе подобного клятвопреступления; великое дело целовать Честный и Животворящий Крест, на котором распялся наш Владыка Христос, дабы избавить нас от мучительства диавола.» Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ: все плакали, каялись, просили прощения у Патриарха, преклонялись к его стопам, «лобызали его десницу». Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свое последнее наставление: хранить верность святому Православию.

Недолго побыв в Москве, свт. Иов возвратился в свой монастырь, в Старицу. Не подействовали ни просьба Патриарха Гермогена, ни царские просьбы остаться в Москве. В скором времени, по возвращении в свою скромную обитель, Святейший Патриарх Иов мирно отошел к Богу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье, 19 июня 1607 года.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием. В облике храма прослеживаются черты как московского, так и псковско-Новгородского зодчества. Ёто выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой. В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 году закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 года здесь находились уникальные часы-куранты. В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его - И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г, причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Источник: Народный каталог православной архитектуры

Православное празднество «От покаяния к Воскресению России» состоится в Старицком Успенском монастыре